Ии Наомаса и создание «Красных демонов»

Ии Наомаса родился в 1561 г. в провинции Тотоми в семье самурая Ии Наотика. Ии Наотика служил даймё Имагава Ёсимото вместе со всей своей семьей – отцом Наомицу, дядей Наоёси и дедом Наохира, главой рода. Ии Наохира погиб в битве при Окэхадзама вместе с Имагава Ёсимото. Ёсимото наследовал его сын, Удзидзанэ, оказавшийся в тяжелом положении – он был вынужден защищать сильно уменьшившиеся владения Имагава от набиравшего силу Токугава Иэясу на западе и могучего Такэда Сингэн на востоке. Опасаясь предательства внутри своих владений, в 1564 г. Удзидзанэ казнил всех родственников 3-х летнего Ии Наомаса. Мальчик, носивший тогда имя Торамацу, чудом выжил и был воспитан своей тетей, буддийской монахиней. К 1570 г. Имагава Удзидзанэ потерял все свои владения, и Ии Наомаса мог более не опасаться за свою жизнь.

Ии Наомаса (1561-1602), основатель рода Ии, первый командир "Красных демонов" и один из четырех приближенных вассалов (си-тэнно) Токугава Иэясу 

Приблизительно около 1575 г. Ии Наомаса поступил на службу к Токугава Иэясу. Это было обычным делом для молодого самурая, который считался взрослым уже в 13-15 лет. Считается, что уже в 1576 г. Наомаса участвовал в сражении с войсками Такэда Кацуёри в провинции Оми и в том же году предотвратил попытку убийства Иэясу. В 1581 г. Наомаса принимал участие в осаде крепости Такэда Такатэндзин и в следующем году упоминается как один из участников последнего сражения с Такэда Кацуёри – битвы при Ториибата. Полагают, что в 1583 г. Наомаса сопровождал Иэясу в его опаснейшем путешествии из Сакаи в родные провинции через земли, наводненные солдатами Акэти Мицухидэ. И, наконец, в 1584 г. он появляется в сражении при Комаки-Нагакутэ, причем не один, а во главе 3-х тысячного войска в красных доспехах, которое быстро прозвали Ии-но акадзонаэ – «Красный отряд Ии», а потом, оценив их храбрость в бою, акаони – «Красными демонами». Таким образом, 1584 годом датировано первое упоминание об этом примечательном подразделении. 

Сражение при Комаки-Нагакутэ (1584). Фрагмент расписной ширмы. Внизу хорошо виден отряд Ии Наомаса в красных доспехах с красными же сасимоно

История создания «Красного отряда Ии» такова. В 1582 г. после смерти Кацуёри Токугава Иэясу овладел почти всеми землями Такэда. На службу к Токугава перешло множество бывших самураев Такэда, включая даже ближайших сподвижников великого Такэда Сингэн. В армии Такэда Сингэн было два командира, имевших под началом самураев в красные доспехах. Обу Торамаса (1504-1561), как полагают, первым в истории Японии одел свой контингент в красное в середине 1550-х гг. После смерти Торамаса его младший брат Ямагата Масакагэ (1524-1575) снабдил первые шеренги своего отряда в 900 самураев красными доспехами. Оба отряда, однако, не получили такой известности, как «Красные демоны», и вот почему. Красный цвет вовсе не являлся каким-то исключением  на полях сражений Сэнгоку-дзидай. Известно, например, о существовании так называемого «красного отряда» в армии рода Ходзё, солдаты которого носили красные заспинные знамена сасимоно. Наряду с «красным», в армии Ходзё были «желтый», «синий», «белый» и «черный» отряды, каждый из которых также назывался по цвету сасимоно, индивидуального идентификационного значака, носившегося на спине - обычно в виде вертикально вытянутого флажка. Красные сасимоно с различными гербами использовались такими родами, как Санада, Огасавара, Мори, Нацука, Вакидзаки. Известны красные доспехи, принадлежащие  самураям и асигару1 Сакакибара Ясумаса, Като Киёмаса, Мацуура Сигэнобу и других даймё. И это неудивительно, поскольку красный цвет, цвет крови и огня, часто ассоциировался с войной и пользовался популярностью в среде профессиональных воинов во многих культурах. Новшество, которое внес Наомаса, было в том, что все детали снаряжения и обмундирования, даже порой самые незначительные, были у его солдат красными. Цвет по отношению к «Красным демонам» играл такую же идентификационную роль, которую играли гербы и знамена в других армиях средневековой Японии. И, конечно, нельзя недооценивать психологическое влияние на врага при появление на поле боя тысяч солдат, одетых с головы до ног в красное. Недаром Ии Наомаса со своими «демонами» всегда был в первых рядах атакующей армии Токугава Иэясу.

Боевой путь «Красных демонов»

После смерти в 1582 г. Ода Нобунага три его полководца стали претендентами на место военного диктатора Японии. Это были Хасиба Хидэёси, Сибата Кацуиэ и Токугава Иэясу. Почти немедленно Кацуиэ и Хидэёси перешли к открытому противостоянию, пока осторожный Иэясу оставался в стороне, наблюдая, кто же окажется сильнее. В 1583 г. Хидэёси разбил Кацуиэ в сражении при Сидзугадакэ, после чего последний покончил с жизнью. В следующем году Иэясу тоже решил померяться силами с Хидэёси. Две армии встали друг напротив друга у деревни Комаки и стали окапываться, возводя земляные валы и частоколы. Никто не хотел начинать атаку первым. После довольно продолжительного стояния Хидэёси выделил 9-тысячный отряд под командованием Икэда Нобутэру и Мори Нагаёси для рейда в родную провинцию Иэясу – Микава. Иэясу, бдительно следивший за всеми передвижениями противника, той же ночью снял бóльшую часть войска с позиций и отправил её вслед за самураями Икэда. Стычка произошла у деревни Нагакутэ. Войско Токугава насчитывало 9 тыс. чел., разделенных почти поровну между тремя командирами, одним из которых был Ии Наомаса. Против 3 тыс. «демонов» выстроилось 4 тыс. войско Икэда. Два сына Икэда Нобутэру повели воинов в атаку, однако  солдаты Ии Наомаса отбили ее аркебузным огнем. Нобутэру пришел на помощь сыновьям, но ни Мори, ни Иэясу пока не сделали ни одного выстрела. Мори Нагаёси ждал, когда Иэясу окажет поддержу своему левому крылу – тогда Мори мог бы атаковать его с фланга, но Иэясу было трудно обмануть. Он неожиданно повел все свои силы в атаку, разделив их на два отряда, и этот удар заставил дрогнуть самураев Мори Нагаёси. Нагаёси разъезжал взад и вперед перед рядами воинов, размахивая боевым веером. Он был весьма приметен в своей белой накидке, и один из «Красных демонов», тщательно прицелившись, прострелил ему голову. В этот момент Ода Нобуо, союзник Иэясу, пошел в обход и атаковал армию Мори с фланга. Все войско Мои подалось назад, а Икэда Нобутэру упал на свой походный стул, поняв, что все пропало, и подбежавший самурай Токугава взял его голову. К часу дня сражение закончилось. Хидэёси потерял 2500 чел., потери же Иэясу были несравненно меньше – всего около 600 чел.

После храбрости и выдержки, проявленных в этом сражении, Ии Наомаса был повышен и стал одним из си-тэнно – «четырех императоров», как называли самых преданных вассалов Иэясу2.

Следующим этапом его карьеры стала осада Одавара в 1590 г. Одавара был родовым замком семьи Ходзё, безраздельно царивших в восьми восточных провинциях Японии, известных как Канто. Ходзё оставались последним крупным родом, отказавшимся подчиниться Хасиба Хидэёси. К этому времени Иэясу и Хидэёси снова стали союзниками, и 3000 «Красных Демонов» Наомаса приняли участие в осаде Одавара. Осада не была напряженной – самураи Хидэёси предавались театральным постановкам, пирам, чайной церемонии и общению с женщинами легкого поведения. Время от времени осаждавшие перестреливались с осажденными. Токугава Иэясу, устав от безделья, попытался взорвать восточный участок стены, напротив которого располагался его лагерь, и завершить атаку штурмом. Когда заминированный участок стены рухнул, стоявшие напротив «демоны» кинулись в брешь, но после ожесточенной схватки с самураями Ходзё были отброшены. Этот случай никак не повлиял на победу, поскольку замок сдался много дней спустя из-за угрозы голода и вследствие дипломатических усилий Хидэёси. В том же году Токугава Иэясу со всеми вассалами и домочадцами был отправлен в бывшие владения Ходзё и обосновался в городе Эдо, будущей столице Японии. Наомаса получил замок Минова в провинции Кодзукэ с доходом в 120 тыс. коку3. Это было вызвано не только его военными заслугами – за Ии Наомаса ходатайствовал сам Хидэёси, поскольку тот был весьма галантен и учтив по отношению к матери Хидэёси, в то время как она была заложницей у Иэясу4.

Примечания:

1 Асигару – легко-вооруженные пехотинцы из крестьян, стоявшие на социальной лестнице ниже самураев, но составлявшие значительную часть средневековых японских армий.

2 Тремя другими были Сакакибара Ясумаса (1548-1606), Сакаи Тадацугу (1527-1596) и Хонда Тадакацу (1548-1610).

3 Коку – мера дохода в средневековой Японии: количество риса, способное прокормить одного человека в течение года (около 150 кг риса)

4 Практика заложничества была широко распространена в описываемый период и позднее, в эпоху Эдо.

© Александр Куршаков, 2010

При перепечатке ссылка на сайт обязательна!

Создать бесплатный сайт с uCoz