Макара Дзюродзаэмон Наотака, занеся свой огромный меч, готовится раскроить череп одному из самураев Токугава.
Меч нодати ("полевой меч") появился в конце XIII в. и стал весьма популярен в XIV в., во время войн Северного и Южного дворов. Вопреки распространенному мнению, что нодати никогда не использовался всадниками и вооружались им преимущественно голодранцы в одной лишь набедренной повязке, и литературные, и иконографические источники относят нодати к вооружению всадников. Остается спорным вопрос, насколько успешно можно было действовать двуручным мечом с седла; если это искусство и имело место, то владели им, по всей видимости, одиночки, наподобие Наотака. Есть также мнение, что нодати, которые использовали всадники, были просто удлиненными тати, и ими можно было орудовать одной рукой, другой держа поводья. Как бы то ни было, к XVI в. нодати утратил свою популярность и в основном служил показателем статуса воина - так, нодати входил в личный арсенал знатных даймё наравне с нагината, луком, и несколькими мечами обычного размера.
Макара Дзюродзаэмон Наотака
? – 1570
真柄十郎左衛門直隆
Макара Наотака был вассалом Асакура Ёсикагэ из провинции Этидзэн.
О его жизни неизвестно практически ничего, включая год его рождения. Известность Макара снискала его смерть в битве при Анэгава в 1570 г. В ходе сражения против войск князей Асаи и Асакура выступила объединенная армия Ода Нобунага и Токугава Иэясу. Последний занимал левый фланг, и действовал против войск Асакура. Переправившись через мелководную реку Анэгава, разделявшую противников, лучшие генералы Токугава, Хонда Тадакацу и Сакакибара Ясумаса нанесли удар по ставке Асакура Кагэтакэ, главнокомандующего армией провинции Этидзэн. Хонда Тадакацу атаковал так стремительно, что Кагэтакэ оказался почти полностью окружен вражескими войсками. В этот момент один из самураев вызвался прикрывать отступление армии Асакура. Нобунага-ки, история деяний Ода Нобунага, написанная в период Эдо по мемуарам Ота Усикадзу, вассала Нобунага, говорит об этом следующее:
"В пылу сражения одинокий воин из стана Асакура по имени Макара Дзюродзаэмон пришпорил* свою лошадь, и, вращая над головой меч длинной в пять сяку**, как будто бы это было колесо водяной мельницы, понесся прямо в центр вражеских рядов, выкрикивая: "Те из вас, кому хватит духу, пусть выйдут вперед и сразятся со мной один на один!"
Так он вызывал на поединок любого самурая Токугава, готового сразиться с ним. Эта тактика не только позволила ему запечатлеть свой подвиг, но и дала лишнее время для отступления его товарищей из стана Асакура.
Первым его вызов принял вассал рода Огасавара по имени Нагатада, которого Наотака убил после короткой схватки. После этого к Наотака присоединился его сын, Макара Дзюросабуро Наомото. Прикрывая друг друга, они двигались за отступающей армией Асакура, отбивая натиск самураев Токугава. В какой-то момент четверо врагов атаковало отца и сына одновременно: три брата Косака - Сикибу, Городзиро и Рокурогоро, и некий самурай по имени Ямада Мунэроку. Макара Дзюродзаэмон одним ударом гигантского меча ранил Косака Сикибу в бедро, затем вторым взмахом сбил шлем с его головы, перерезав державшие его шнуры, и наконец перерубил копье Сикибу. Его младший брат Городзиро кинулся на помощь, но был поражен в бок. Ямада Мунэроку, 60-летний ветеран, вступил в сражение, но его копье тоже было перерублено! Третий брат Сикибу, вооруженный дзюмондзю-яри, копьем с крестообразным лезвием, попытался поразить Макара Наотака, и ему удалось сбросить последнего на землю. Не успев очнуться от удара, Дзюродзаэмон был убит и обезглавлен. Его сын Наомото пытался пробиться к отступающему войску Асакура, но был перехвачен самураем, назвавшимся Аоки Дзодзаэмон, и после ожесточенного поединка убит.
Жертва отца и сына Макара не была напрасной. Их ожесточенное сопротивление позволило Асакура Кагэтакэ собрать бежавшие войска и вернуть их домой в относительном порядке. Однако, Асакура Ёсикагэ удалось продержаться только еще три года до окончательного поражения.
Источники:
StephenTurnbull. Samurai Warfare.
William de Lange. Famous Japanese Swordsmen of the Period of Unification.
НАЗАД | НАВЕРХ | ВПЕРЕД |